Совместное рисование - как игровой метод!
Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы , разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.
Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.
Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» это можно формировать.
Если ребенок на более продвинутом уровне, можно рисовать картинку по очереди, родитель что-то нарисовал, передает инструмент и рисунок ребенку.
Взаимозависимая деятельность- это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.
Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем , а мы медленно ему показываем и он пытается повторить за нами.
Нужно помнить:
Демонстрируем очень медленно
Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали
Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь…)
В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например: у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изотерапии: снятие оценочности .
Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.